воскресенье, 6 апреля 2014 г.

Лоскутное-родословное (многобукаф, а потом рукоделие)

У нас на чердаке всегда был "волшебный" чемодан. Такой удивительный, бежевый с коричневым узором, покосившийся так, что крышка плохо закрывалась, и чемодан как будто всегда ухмылялся. Волшебный он был потому, что там лежали старые рубашки моего деда, которого я не помню, и платья молодости моей бабушки, и сарафаны детства и юности моей мамы, там были рубашки с длинными углами воротников, в которых модничал папа, когда меня еще не было на свете.
На чердак забирались по высокой приставной лестнице, потом закидывали ногу на широченное темно-коричневое от времени бревно, и через него переваливались внутрь. Я знала, что спускаться будет гораздо страшнее, чем забираться туда (я боялась спускаться с крутых лестниц, и до сих пор боюсь), но любопытство и интерес пересиливали страх, и я лезла все равно, с бьющимся заранее сердцем.
Чердак пах пыльными опилками, солнцем, луковой шелухой и тем почти осязаемым духом старого дома, который не могу забыть до сих пор. В падавших из чердачного окна солнечных лучах кружились пылинки, похожие на золотые блестки какой-нибудь феи. Каким-то удивительным образом становились неслышными звуки улицы и двора, зато очень отчетливо различались топоток воробьев по крыше, писк птенцов и жужжание огромной случайно залетевшей мухи. Я открывала чемодан и по-очереди, или одновременно наряжалась во все вещи подряд.
Не помню точно когда, но около 20-ти лет назад я выпросила у мамы в собственность содержимое чердачного чемодана, на котором тренировалась шить и перешивать вещи. Примерно тогда мы переехали в новый дом, и я теперь жалею, что не было у нас тогда фотоаппарата, которым можно было бы сделать цветные снимки старого чердака...
Тогда же, будучи еще почти ребенком, я начала собирать кусочки для настоящего лоскутного одеяла. Сделала из картона выкройки квадрата 10х10 см и треугольника с такими же катетами, и вырезала по ним все попавшиеся лоскутки: как от новых тканей, так и от пострадавших от моих портновских экспериментов "винтажных" вещей. Еще нарисовала на листке в клеточку чертеж-схему одеяла и, при поступлении новых лоскуточков, закрашивала соответствующее количество клеточек (чтобы был виден прогресс).
Квадратики и треугольнички хранились в коробке из под туфель, когда я вышла замуж - забрала коробку с собой. Когда время выдавалось, сшивала треугольнички в квадратики, разглаживала их и складывала опять.
Не прошло и 20 лет))), как я, наконец, насобирала достаточное количество квадратиков (мне еще свекровь помогла тряпочками) и сшила это одеяло для сына.
Я не использовала никаких способов "ускоренной сборки квадратов", а собирала отдельно каждый лоскуток. Сначала в ряды, а потом сшивала ряды между собой. Оно не годится на выставку, им даже как-то неловко хвастаться. Зато каждый квадратик - это история.
Вот этот коричневый в клетку - это шерстяная юбка моей мамы, а фланелевые синие в клеточку - папины домашние рубашки. Синий в ромашку хлопок (как я сходила с ума по этой ткани!) я в девятом классе выпросила у мамы, чтобы сшить на трудах платье с безумным вырезом "а-ля Кармен", но так его и не носила. Черный с желтыми цветами синтетический квадратик - от маминого халатика, а красный с горохом - от штапельного сарафанчика (ммм, какой он был мягкий), есть там лоскутки от детских пижамок моих и брата, и от дедовых рубашек. Есть лоскутки шелковые, ситцевые, шерстяные, сатиновые и синтетические. Одеялко на синтепоне с х/б подкладом. Стежку не делала, отстрочила только край (на фото видно изнанку).
Мой сын уже большой, но иногда я все-таки прихожу уложить его спать, и он спрашивает: "а это от чего квадратик? а этот?", и можно рассказать историю, что делал его дедушка в этой рубашке, или куда ходил прадедушка в этом костюме. Это делает ближе людей, которых уже нет, и которых мы уже не увидим. И мне кажется, эти лоскутки оберегают и хранят моего ребенка, когда он спит...

Не знаю, подойдет ли моя работа для галереи "Безотходное производство". По правилам галереи лоскутки должны быть не более 30х30 см размером, и, хоть лоскутки у меня маленькие, но подклад-то явно побольше размером. Зато лоскутков утилизировано мноооооого)))

35 комментариев:

  1. Какая красота и история интересная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила! Рада, что понравилось. Я обычно с трудом справляюсь с "сочинениями на тему", а тут было легко, потому что от души.

      Удалить
  2. Марина, очень даже подойдет! Невероятное одеялко, с такой мощной энергетикой!!! Все эти любовно собранные кусочки, лоскутки - они ведь как летопись поколений, действительно, его можно рассматривать часами и копаться в своих воспоминаниях, и передавать их своим детям и внукам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, Спасибо! Хорошо, что подходит ))). И я рада, что мой ребенок тоже чувствует душевную энергию таких вещей и ценит ручную работу. Спасибо за возможность поучаствовать в галерее!

      Удалить
  3. Марина, одеяло действительно шикарное, и самое главное с твоей историей!!! Такое одеяло можно рассматривать бесконечно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо за поддержку! Пусть оно не такое нарядное, как парадные квилтовые одеяла, но нам дорого именно таким )))

      Удалить
    2. Ничего себе! Ну Вы Марина, трудяга! Я давно о таком мечтаю, может глядя на Вас и решусь :)

      Удалить
    3. Марина, спасибо! Это я просто "ела слона по кусочкам" (© - http://mais-o.blogspot.ru/2014/04/22-2012_3.html#more - надеюсь, Оля на меня не обидится за цитату)))).
      Начните собирать квадратики в красивую коробочку, думаю, у Вас уйдет на это меньше времени, чем у меня. А если пользоваться разными способами быстрой сборки лоскутков, придуманными для пэчворка, а не собирать по одному квадратику, то у некоторых умелиц это занимает всего пару вечеров.

      Удалить
  4. Марина, это не пост, а рассказ получился, так интересно читать. Ты действительно молодец, получилось здорово. А ведь действительно как интересно рассматривать каждый лоскуточек и вспоминать какие-то моменты своей жизни. Ты правильно сделала, что нашла всем вещам применение в таком виде, эта память.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо! Я так стеснялась его показывать, на фоне настоящих произведений искусства других мастериц мое одеялко из старых лоскутков явно проигрывало. И я так рада, что нашла столько поддержки от любимых читателей! Спасибо еще раз))

      Удалить
    2. Марина, не надо стесняться делиться своими рукодельными достижениями. Кому не интересно я думаю просто пройдут мимо, а кому-то ты сможешь подкинуть идею или вдохновить на новые рукодельные подвиги. Бывает сидишь гоняшь мысли, что бы такого сделать интересного, а тут раз и читаешь, как например нашли применение тому или другому, и ты думаешь вот что надо. Ведь не все же ведут блоги, только для продажи своей продукции (им конечно не захочется плагиата), многие делятся своими творениями безвозмездно (т.е. даром как говорила Сова в одном классном мультике). Продолжай, твори, удачи тебе!

      Удалить
  5. Какая чудесная история!!! Читала с замиранием сердца! Спасибо за рассказ! =)
    Очень красивое одеяло получилось! Вы - молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надежда, за такую оценку! Мне так приятно)))

      Удалить
  6. Замечательное одеяло!! Добро пожаловать в мою галерею!! Именно так всегда раньше создавались одеяла. Это сейчас специальные ткани и прочее... А в американских и австралийских блогах я встречала то что называется "Одеяло любви" - это одеялко сшитое из вещей умершего родителя или ребенка , как бы материализованная память.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина! Я даже не думала, что есть американская такая традиция. Всегда казалось это чем-то исконно славянским)))

      Удалить
  7. Марина,вот это история!За душу взяло,и как же замечательно,что в этом одеяле собрано столько хорошего и памятного,несомненно,оно защищает вашего сына. а вам помогает ощутить силу связи с предками, их поддержку!Это очень здорово!
    Спасибо большое за участие в апрельской галерее проекта "Уютный дом"

    ОтветитьУдалить
  8. Было очень интересно читать и смотреть! Вы говорите, что оно не годится на выставку.. не знаю.. а мне одеялко очень нравится! Такое пёстрое, но тем не менее, в нём нет дисгармонии. К тому же, такие вещи ценны не только своей красотой и рукодельностью, но и историей этих самых лоскуточков. Вот и с ребёнком какое замечательное занятие появилось :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Для рукодельницы всегда ее изделие дорого, так как только она знает, сколько труда вложено. Со стороны то, что себе кажется ценным, другим может и не понравиться. Поэтому я скептически относилась к этой своей "поделке". И очень благодареа всем, кто поддержал, оставив такие добрые комментарии)))

      Удалить
  9. Марина, точно такое одеяло, сколько себя помню, шила моя мама. Собирала такие же треугольнички из чего придется и сшивала руками (!). Сейчас мы им как пледом пользуемся. Такая же теплота и история с Вашими лоскутками. Не могла пройти мимо такой многолетней работы. Как же здорово, что Вы ее завершили и нам показали. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо за добрые слова! Надеюсь и мой сын, когда вырастет, будет с любовью вспоминать о моем одеялке))

      Удалить
  10. Какая восхитительная работа! Действительно так и надо, чтобы кусочки подбирались не по цветам, а просто из старых вещей с памятью. Столько энергетики в этом одеяле!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена! Очень рада, что мое "деревенское" одеялко нашло такую поддержку))

      Удалить
  11. Потрясающая "история в лоскутках". Это одеяло- настоящая семейная реликвия. Оооочень оно мне нравится,Мариночка:))

    ОтветитьУдалить
  12. очень-очень здорово! что идея, выдержав столько лет, воплотилась в вещь, которая дарит воспоминания =) спасибо за рассказ!

    ОтветитьУдалить
  13. Да-да... вот именно такие одеяла с историей меня и привлекают. Спасибо за рассказ, здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, спасибо! Рада, что мой труд дилетанта оценили))

      Удалить
  14. Марина, вот так история с одеялком! Супер! Памятно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Мария! Рада, что понравилась история)) Жалко, не додумалась сфотографировать листочек, где я закрашивала клеточки, когда прибавлялись квадратики. Кажется, выбросила уже...

      Удалить
  15. Сколько же терпения и труда вложено в это одеяло! Марина, оно такое яркое, как детские мечты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо! Я это за труд не считала)), наоборот, с огромным удовольствием годами собирала и хранила лоскутки, потом сшивала. Идея-фикс была такая - сшить ребенку лоскутное одеяло. Сейчас не знаю, повторила бы я такой подвиг))...

      Удалить
  16. Мариночка, если я правильно поняла, это одеяло, которое разваливается? Надо, надо спасать, это же не просто одеяло, это - история вашей семьи. Не знаю масштаб бедствия, но могу предположить, что швы расходятся, можно просто простегать по швам зигзагом или декоративной строчкой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полина, именно это. Тонкие лоскутки разлезлись по швам. Зигзаг уже не поможет, так как ткань тонкая, держать не будет. Думаю сверху пришить лоскутки-заплатки, как в мультиках рисуют на деревенских одеялах)), но, боюсь, пестрота усугубится.

      Удалить